Форум » Жизнь материальная... » Французские лошади: краткий очерк » Ответить

Французские лошади: краткий очерк

Дженнаро Танкреди: Альфред ДеДрё - "Амазонка"

Ответов - 14

Дженнаро Танкреди: С течением времени в Верхних Пиренеях, жители которых всегда отличались любовью к коневодству, образовалась порода чисто восточного характера, названная наварринской, потому что прежняя Наварра была центром ее производства. Постепенно влияние наварринской породы распространилось на соседние местности; но оно долго не касалось Нижних Пиренеев вследствие консервативного характера их жителей и более тесных сношений их с пограничными испанскими провинциями. В настоящее время ассимилирующий процесс достиг и Нижних Пиренеев, но лошади их тем не менее и по сю пору сохраняют другой характер. Позже, а именно уже в течение текущего столетия, наварринская порода подверглась значительным видоизменениям под влиянием кровных арабских, английских и англо-арабских производителей. От арабов наварринская лошадь получила более изящную наружность; английские производители увеличили ее рост, но, вследствие злоупотребления ими, слишком удлинили и истончили ее тело. Чтобы исправить этот последний недостаток, прибегли к попеременному скрещиванию с жеребцами арабской и английской кровей, а затем заменили обоих англо-арабским производителем, оказавшимся по испытанию наиболее целесообразным. Таким образом создалась новая наварринская порода, называемая также улучшенной би-гурданской или, чаще, тарбской, так как теперешний центр ее разведения находится в долине Тарба и в окрестностях Бигорра. Современная наварринская, или тарбская, лошадь среднего роста: от 1 до 2 и иногда до 3 вершков. Голова ее длинная и часто несколько тяжеловатая, но очень выразительная; шея довольно высокая и гибкая; холка ясно выступающая, спина горизонтальная; круп короткий, но широкий и мускулистый; плечи достаточно пологие; грудь не очень полная, но глубокая. Члены крепкие, сухие, мускулистые, с ясно обрисованными сухожилиями и прекрасно развитыми широкими суставами. Бабки и копыта солидные. Формы тела вообще немного угловатые. Масти различные, но чаще темные; серые лошади стали реже, чем прежде. Походка не высокая, но красивая и быстрая. При послушном и мужественном характере обладает довольно значительной выносливостью. Очень пригодна не только под седло, но и для легкой экипажной упряжи. Лучшие экземпляры, с большой примесью чистой крови, гораздо благороднее и красивее на вид; одни из них напоминают араба, а другие чистокровную английскую лошадь, смотря по тому, какое влияние преобладало при скрещивании. Некоторые французские гиппологи ставят тарбскую лошадь в параллель с англо-нормандской и также причисляют к полукровным. Относительно той роли, какую тарбская лошадь играет в настоящее время как производитель в коневодстве южной Франции, это сравнение вполне верно. Что же касается ее полукровности, то здесь разница большая. Англо-норманн есть результат смешения двух совершенно противоположных типов — западного с восточным' и, BCЛЕДствие этого, до сих нор не обладает еще настолько достаточной определенностью и устойчивостью, чтобы его можно было выделить в особую породу. В тарбской лошади хотя число входящих элементов и больше (три вместо двух), но так как все они родственны между собой по крови (все принадлежат к восточному типу), то слияние их происходит настолько быстро и полно что, несмотря на сравнительно короткий срок существования тарбской разновидности, ее можно уже назвать породой, которая по качествам своим скорее кровная, чем полукровная..

Дженнаро Танкреди: История коневодства во Франции разработана очень мало. Относительно лошадей древней ', Галлии нам известно только то, что во время походов Цезаря в эту страну (51 — 58 гг. до Р. X.) они отличались видом от германских и были крупнее последних. Самое заметное влияние на судьбу коневодства во Франции оказали два события: нашествие мавров на юг Франции в нача¬ле VIII в. и завоевание норманнами севера Франции в конце IX и начале X в. Мавры оставили на юге Франции значительное количество лошадей восточного происхождения, а норманны привели с собой на север Франции лошадей более крупного западного типа и основали заводы их в окрестностях Руана (Rouen), Кана (Саеп) и Байе (Вауеих). Этими событиями определи¬лось различие в коневодстве севера и юга Франции, различие, существующее и по сей день. Цветущим состоянием французское коневодство отличалось в феодальные времена, когда полунезависимое дворянство жило в своих поместьях и обладало более или менее значительны¬ми конскими заводами. С уничтожением феодализма частные заводы почти исчезли, лошадиные породы постепенно выродились, и число лошадей стало уменьшаться столь быстро, что уже начиная с XVI в. оснащать кавалерию приходилось заграничными лошадьми. Опустошительные войны, которые вели Людовик XIV и его преемники, вплоть до последней франко-германской войны, периодически уничтожали наиболее годных лошадей Франции; заменять их приходилось покупкой за границей: в Германии, Дании, Бельгии и Англии. Как видно из отчетов управления французского государственного коннозаводства, ввоз лошадей во Францию еще до 1884 г. постоянно превышал их вывоз; только с этого года (1881) отношение ввоза к вывозу начинает постепенно изменяться все более и более в пользу Франции; в 1888 г. вывоз] превышал ввоз на 25 818 голов; в последующие годы он несколько уменьшился, но и по наше| время представляет значительный избыток над ввозом. Теперь во Франции, по-видимому, нет недо статка даже в годных кавалерийских лошадях, и французская армия, как уверяют французские кавалеристы, может вполне переоснащаться дома. Для мирного времени это совершенно верно, но для военного несколько сомнительно. Как бы то ни было, продолжавшееся в течение не менее трех веков постоянное уничтожение своих лошадей и не менее постоянная замена их иностранными должны были произвести пере ворот во французском коневодстве — в смысле смешения, перерождения и уничтожения» лошадиных пород. Первая попытка центральной власти установить государственный контроль над французским коневодством была сделана эдиктом 1639 г., но она осталась без последствий. Более прочные основания участия государства в коневодстве страны положены Кольбером в 1665 г.;| с тех пор участие это сделалось постоянным и, за исключением короткого промежутка во время пер вой революции, продолжалось и продолжается непрерывно до сих пор. Кольбер установил правила государственного участия в коневодстве и учредил государственные случные конюшни (depots d' elalons), жеребцы для которых были привезены из Германии, Дании, Бельгии,! Испании, Неаполя, Турции и других стран. В конце царствования Людовика XIV основан был) вый государственный завод, в Ле-Пене (Le Pin) в Нормандии (1714). При Людовике XV прибавилось два новых государственных конских завода: в Помпадуре и Лимузине (1745) и в Розьере близ Нанси (1766). В это время вошли в моду лошади с горбоносыми бараньими головами; два датских жеребца с такими головами, подаренные г-же Дюбарри были отправлены, как производители, в Нормандию. Следы этого влияния и теперь еще заметны на головах очень многих англо-норманов Особенным рвением в коннозаводском деле отличался обершталмейстер Людовика XVI, i Ламбеск (Lambesc); при нем на юг Франции привезено было много хороших арабских; жеребцов, а для завода в Ле-Пене куплено в Англии 24 отборных полукровных английских жеребца положивших основание столь известной теперь англо-нормандской породе. Перед революцией 1789 г. общее число конских заводов и случных конюшен, которые содержало правитель достигало 15, а число жеребцов-производителей доходило до 3300. Революция уничтожила все это и остановила дальнейшие успехи коневодства во Франции. Наполеон I декретом от 4 июля 1806 г. создал вновь полную организацию государственного управления коннозаводством, организацию, которая в существенных своих чертах сохрани лась и но наше время. Он восстановил заводы в Ле-Пене и Помпадуре, учредил два новых; завода в По и Лонгу не (Longounet), 30 случных конюшен (depots d'etalons), две ветеринарные школы — в Лионе и Альфорте — и несколько кавалерийских школ. Но так как во все время первой империи Англия была закрыта для Франции, то производителей для заводов и конюпшен пришлось выбирать не между ценными в этом отношении английскими лошадьми, а выписывать понемногу отовсюду — главным образом из Германии и вообще из Северо-Западной Европы. Для юга Франции привезено было известное число египетских жеребцов, оказавшихся, впрочем, не особенно хорошими производителями. При этом Наполеон I отнимал одной рукой то, что давал другой: его беспрерывные войны, сопровождавшиеся массовой реквизицией наиболее годных лошадей, уничтожали тголучавши-еся результаты почти в самом зародыше. Реставрация сделала для коневодства очень мало. С 1830 г., т. е. с воцарением Людовика-Филиппа, за производителями для государственных заводов и конюшен снова обратились в Англию; с этого времени на севере Франции начала постепенно и систематически создаваться англо-нормандская порода, основание которой, как сказано, положено было еще при Дюдодовике XVI князем Ламбеском , а на юге Франции получил право гражданства анг-ло-арабский производитель.

Дженнаро Танкреди: тарбская кобыла тарбский мерин из кн. Симонова, Мердера "Лошади. Конские породы"


Дженнаро Танкреди: Булонец. Оттуда же.

Дженнаро Танкреди: И немного арта - Юлиуш Коссак:

Дженнаро Танкреди: Англо-араб скакового типа, по В.Адаму.

Дженнаро Танкреди: Современная тарбская лошадь "горного" типа.

Франсуа Гизо: Во Франции 1830-х были весьма популярны арабские лошади очень легкого типа - "саклани" или "сиглави", как принято в русскоязычной иппологической традиции. Хвосты чаще англизировались, но иногда им оставляли природную форму.

Франсуа Гизо: И несколько голов работы Вернэ, позволяющих разглядеть детали "железа":

Дженнаро Танкреди: упряжь и большой файл, где можно разглядеть детали - http://farm3.static.flickr.com/2429/4064287328_7836b0def4_o.jpg

Дженнаро Танкреди: Экипаж, запряженный нормандской лошадью в центре Бур-Ла-Рен, родного города Эвариста. Наши дни.

Дженнаро Танкреди: пароконный экипаж

Дженнаро Танкреди: интересный способ запряжки пяти лошадей

Дженнаро Танкреди: Орас Вернэ, "Почтовый дилижанс"



полная версия страницы